Ситуация в целом здоровая — Салават Щербаков о реставрации памятника С. Юлаеву

Новости



Народный художник России Салават Щербаков — автор более 40 монументальных памятников, один из крупнейших скульпторов современности и один из самых знаменитых людей корнями из Башкирии, принял участие в обсуждении вопроса реставрации памятника Салавату Юлаеву.

«Ситуация в целом здоровая, и хорошо, что в обсуждении столько заинтересованных сторон. Много беспокойства прозвучало об этой духовной ценности. Почему такая важная это вещь? Сам образ Салават Юлаева для башкир настолько важен… Я по своему отцу помню, недаром же он меня назвал таким же именем. Для каждого башкира это очень важный вопрос. Поэтому давайте решим: памятник либо требует реставрации, либо нет. Вроде бы ответ очевиден. Никто не сомневается, что он должен быть железно сохранен, с этим все согласны. И думаю, что нет такой организации или некоего злого дяди, который хочет, чтобы ничего не получилось. Таких персонажей в Башкирии быть не может. Главная цель у всех одна — сохранить, не ошибиться при этом. И мы видим, что сделаны капитальные исследования, проект готов и утверждается.

Что касается предположения о замене памятника. Действительно, в некоторых местах это делали. Во Флоренции мраморный «Давид» Микеланджело постоял лет 400, потом его убрали в Академию художеств для сохранения, заменили копией. В Париже также мраморные статуи убрали в Лувр, оставляли копии. Но в Уфе будет стоять подлинная вещь в чугуне.

Поэтому обсудим и техническую сторону. Первая опасность зарыта глубоко под землей, это — проблемы грунта, склона, постамента. Вторая — это износ каркаса. Скульптуры все полые изнутри, состоит из двух вещей — внутренней основы и так называемой «скорлупы». В свое время знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница» пришлось реставрировать также из-за проблем с устаревшим каркасом, а скорлупа у нее титановая. Но вот «Салават Юлаев» сделан из необычного материала — чугуна, который в 60-е был новшеством для скульптуры. И этот материал склонен ржаветь. Сейчас каркасы делают из нержавеющих материалов.

Теперь проблемы самой скульптуры, и главная здесь — опора. Похожая ситуация была с памятником Марку Аврелию в Риме: конная статуя стоит на трех точках, и начала сворачиваться по спирали. Делали компьютерное моделирование, как ее обратно возвращать. Сейчас реставрируют памятник Николаю I в Петербурге, его забрали в тепляк, специальное помещение. Памятник Салавату собираются реставрировать на том же месте, и это тоже возможно.

Что нужно для реставрации? Подъемные механизмы и доступ к каркасу. Щели, что касается в скорлупе, это вещь косметическая, не угрожает обрушением, но она тоже важна.

Итак, три этапа: грунт — постамент, каркас, и внешний вид. Исключить конденсат, т.н. электрические пары — когда соседние материалы образуют статическое электричество, которое также способствует коррозии.

Все эти вещи настолько капитально изучены в Уфе, я слышал сейчас высказывания специалистов — они глубоко в теме. И, если со стороны общественности будет сотрудничество, поддержка, все получится. Хочу сказать, что когда есть доверие — ответственность еще больше возрастает», — заметил знаменитый скульптор.





Источник

Оцените статью
Страна Советов